В китайской натурфилософии центральное место уделялось таким понятиям как Инь и Ян, с помощью которых объяснялось происхождение Вселенной, и которые рассматривались как основополагающие составляющие всего сущего.

По древнекитайским представлениям, мир первоначально являл собой хаос, состоявший из мельчайших частиц - Ци. Эти частицы существовали в беспорядочном, разреженном состоянии, в виде бесформенного тумана. В дальнейшем произошел процесс размежевания Ци: легкие, светлые частицы поднялись вверх. Из легких, светлых частиц, получивших название Ян, образовалось Небо; из тяжелых, темных частиц, названных Инь, - Земля. Из взаимосвязи Инь и Ян рождаются пять первоэлементов, или стихий: вода, огонь, металл, дерево и земля.

Изначально иероглиф Ян, по-видимому, означал "свет солнца", а иероглиф Инь - "тень, темнота". Позднее Ян и Инь стали считаться космическими принципами, такими как мужское и женское, твердость и податливость, сухость и влага, солнце и луна, активность и пассивность, жару и холод, свет и темноту, и т. д. Взаимодействие этих двух первопричин порождает весь ситуативный и материальный мир Вселенной.

Перетекание Ян в Инь и наоборот, со всеми возможными вариациями иллюстрируют 64 гексаграммы "Книги Перемен": "Влияния Неба и Земли смешиваются, и изменения вещей порождается в изобилии. Мужское и женское связывается через семя и мириад вещей порождается." (Сборник комментаторских текстов "Десять Крыльев"). Принцип Ян дает начало вещам, а Инь - завершение.
Если по древнекитайским представлениям, Ян и Инь ассоциируются с антропоморфными отцом и матерью, то в позднейшей философии Инь и Ян стали лишенными половой принадлежности космическими силами.

С принципами Инь и Ян связано и такое понятие как Тай Цзы ("Великий Предел") - безличное праначало, существовавшее до появления материального мира. В "Разъяснениях диаграммы Великого Предела" Чжоу Дуньи говорится: "Великий Предел посредством движения порождает Ян, когда его активность достигает высшей точки, он успокаивается. Посредством спокойствия Великий Предел порождает Инь. Когда спокойствие достигает высшей точки, активность начинается вновь. Так движение и спокойствие чередуются друг в друге, рождая различие Инь и Ян и утверждая таким образом эти два начала".

Графическим выражением Тай Цзы и всеобъемлющей гармонии Ян и Инь, граница между которыми размыта, стал знаменитый символ.

В Китае существовала философская школа, основывающаяся на понятиях Инь и Ян. Согласно этой школе структура Космоса была пространственно-временной. Изображая времена года в этой модели, они помещали лето на юге, зиму на севере, весну на востоке, осень на западе. Смена дня и ночи представляла смену времен года в миниатюре. Пять первоэлементов также располагались в этой системе: Огонь - юг, Вода - север, Дерево - весна, Металл - осень, Земля - главный элемент - в центре. С помощью этой космологической теории, школа Инь-Ян в понятиях пространства и времени объясняла естественные феномены.

Инь и Ян - основа классического китайского мировоззрения, где все явления творят физические и метафизические силы, а сам мир - живая подвижная система, в которой главную роль играет не победа одной этих сил, гармония между ними.

Бесплатный хостинг uCoz